Инфопортал
Назад

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ – это… Что такое АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ?

Опубликовано: 11.07.2020
0
1

(30.) анализ исполнения сметы

В организации управленческого анализа и принятия управленческих решений большое значение имеет сметное планирование и анализ исполнения сметы (мониторинг).

Основные задачи сметного планирования сводятся к определению будущей цели, показателей продаж и к поступлению средств.

Сметное планирование – это только часть процесса составления бизнес-плана, с помощью которого менеджер определяет, какой станет в будущем деятельность фирмы, компании в зависимости от ожидаемой экономической, конкурентной, технической и правовой среды.

Наиболее важные подходы финансового прогнозирования можно разбить на три категории:

а) прогнозные финансовые документы;

б) денежный бюджет;

в) бюджет текущей деятельности.

1. Прогнозные финансовые документы
представляют собой предсказание того, какой станет финансовая отчетность в будущем.

2. Денежный бюджет
– это подробный прогноз движения (притока и оттока) денежных средств. Денежный бюджет – это весьма специфическое средство для ежегодного или еженедельного планирования, представляет собой движение денег. При этом концентрируется внимание исключительно на сфере получения и расходования денежных потоков.

3. Бюджет текущей деятельности
– это подробный прогноз структуры доходов и расходов по подразделениям. Бюджет текущей деятельности является внутренним документом и связан с организационной структурой компании и с системой показателей, по которым оценивается ее деятельность.

Этот бюджет включает смету продаж и производственную смету. Смета продаж разрабатывается с целью показать прогнозируемую долю каждой единицы продукции в общей прибыли фирмы.

Производственная смета показывает затраты на производство планируемого объема продукции.

При составлении сметы продаж определяется прогноз уровня продаж в разрезе отдельных товаров в натуральном выражении в разбивке по регионам, представительствам. Далее оценивается уровень цен на каждый вид продукции. Цены зависят от трех факторов: условий ценообразования, конкурентной среды и эффективности затрат на производство в компании.

Когда определена цена, рассчитываются выручка от реализации и производственные затраты реализуемой продукции. Разница между выручкой от реализации и производственными затратами – это результат от реализации без учета на доставку. Затем следует прогноз затрат на доставку товаров потребителям, если они осуществляются за счет компании.

Смета производства составляется также в натуральном выражении и включает: а) объем производства для реализации по товарам;

б) запасы на начало;

в) запасы на конец.

Смета затрат включает расчет прямых материальных затрат, прямых расходов на оплату труда, общепроизводственные, общехозяйственные расходы.

Примерный производственный бюджет фирмы выглядит следующим образом (табл. 1.1). Период взят в квартал.

Таблица 1.1

Примерный производственный бюджет фирмы

Виды затрат

Сумма (тыс. руб.)

1

2

Первоначальные сведения:

Количество смен (5-дневная рабочая неделя)

Количество отработанных дней

Количество часов одной смены Количество станков в среднем

2

63

33

34

Объем производства в натуральном выражении:

Продукция А, штук Продукция Б, штук

3150

7550

Коэффициент использования мощности

95 %

Потери рабочего времени из-за ремонта, час

36

Текущий бюджет

Прямые затраты:

Заработная плата производственных рабочих

Сырье и материалы

Текущие поставки

Затраты на ремонт (зарплата и запчасти)

Электроэнергия на производственные нужды, освещение, отопление

18,15

16,04

2,07

1,35

Итого прямые затраты:

40,23

Окончание табл. 1.1

1

2

Постоянные затраты:

Управление и контроль

Зарплата вспомогательных рабочих

Страховые и налоговые платежи

Износ

1,65

8,55

2,61

6,1

Итого, постоянные расходы:

18,91

Общехозяйственные накладные расходы

(распределяются)

21,6

Итого затраты:

80,74

При анализе исполнения бюджета продаж и производственного бюджета определяется отклонение фактической величины от прогноза или плана, выясняются причины отклонения. Анализ исполнения сметы позволяет оценивать деятельность отдела, подразделения с точки зрения экономии затрат, осуществлять контроль за издержками.

Для оценки деятельности начальника цеха необходимо обратить внимание на показатели себестоимости, качества и количества продукции. Оценка работы отдела маркетинга проводится по объему продаж его доли на рынке. Показатель прибыли необходим для оценки деятельности фирмы в целом. При этом используются различные аналитические методы и приемы.

(30.)цели и задачи сметного планирования (бюджетирования)

Бизнес-план
является технико-экономическим обоснованием коммерческого дела. Главный инструмент его разработки — сметное планирование (бюджетирование)
.

Смета
— это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. Основные цели
составления смет:

увязка текущих и перспективных планов;

координация действий различных подразделений предприятия;

детализация общих целей производства и доведение их до руководителей различных уровней

ответственности;

управление и контроль за производством;

стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия; определение будущих параметров хозяйственной деятельности;

периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и

причин неудовлетворительной работы.

Сметное планирование включает два этапа
.

Планирование
— определение будущих целей, т.е. разработка бизнес-плана.

Мониторинг-сопровождение
— анализ текущей финансово-хозяйственной деятельности. При помощи мониторинга определяется, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.

Анализ производственной структуры

Анализ экономической эффективности предприятия многогранен. Обычно его начинают с исследования организационной структуры предприятия. Чтобы понять, как проводится подобный анализ, нужно рассмотреть его на примере.

Так, организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Во главе компании стоит генеральный директор. Его назначает на должность собрание акционеров. Генеральный директор осуществляет свою деятельность на основе контракта и Устава акционерного общества. Он руководит текущей деятельностью организации, издает приказы, дает рекомендации и указания.

Непосредственно генеральному директору подчиняются финансовый, исполнительный директор, служба безопасности, а также заместитель генерального директора по связям с общественностью.

Заместителю генерального директора подчиняются служба управления персоналом, служба информационного обеспечения, отделы делопроизводства, корпоративного управления.

Финансовый директор управляет планово-экономическим, финансовым отделом и бухгалтерией.

Исполнительному директору подчиняется служба главного инженера, начальник производства (ему подчиняется производственно-диспетчерский отдел, производственные цеха). Также у него в подчинении находятся директор по качеству и одноименная служба.

В ходе анализа экономических показателей работы предприятия было выявлено, что связи между отделами налажены неправильно. Требуется их пересмотр для обеспечения нормальной работы служб. Также необходимо пересмотреть распределение ответственности между руководителями. Информационные потоки нужно организовать в соответствии с потребностями предприятия. Для этого нужно выбирать соответствующие технические средства.

Метод группировки

Экономическая безопасность предприятия зависит от правильности действий соответствующих служб организации. Чтобы получить достоверную информацию о состоянии компании, может применяться в ходе исследования метод группировки. Это позволяет систематизировать данные, определить характерные взаимосвязи, типичные процессы. При этом случайные отклонения нивелируются.

Группировки могут быть:

  • Структурными. Применяются для анализа внутреннего строения показателей, например, в ходе изучения списочного состава по профессиям.
  • Типологическими. Это позволяет сгруппировать, например, однородные предприятия по видам собственности.
  • Аналитическими. Применяются для исследования взаимосвязей результативных и факторных показателей. Это, например, может быть зависимость между суммой кредита банка и величиной процентов.

Среди подходов, применяемых к упорядочиванию данных, группировки являются основной методикой. Это позволяет выявить взаимосвязи между автономными явлениями, структуру, а также динамику развития исследуемых показателей.

В ходе применения представленной методики классифицируются не только явления, но и причины, обуславливающие их. При этом нужно объединять однородные явления. Они должны быть идентичны по социальной или экономической природе. Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, следует обратить внимание на очередность действий в ходе применения этой методики:

  1. Предметы или явления подлежат классификации по определяющему признаку.
  2. Определяются производственные значения.
  3. Результат подается в виде таблицы.
  4. Определяется влияние каждого признака на результат.

Для проведения анализа применяется совокупность однотипных объектов. В некоторых случаях делают типологическую выборку. Обоснованная с экономической точки зрения группировка позволяет выявить зависимость между отдельными коэффициентами и показателями. В результате аналитические данные систематизируются.

Те или иные явления при этом изучаются во взаимосвязи, что позволяет определить степень влияния факторов на общий результат.

Метод маржинального дохода

Метод маржинального дохода
является разновидностью метода уравнения, для определения точки безубыточности используется концепция маржинального дохода. Величина маржинального дохода показывает вклад организации в покрытие постоянных издержек и получение прибыли.

Маржинальный доход (МД)
— это превышение выручки от реализации над всеми переменными издержками, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, это разница между выручкой от реализации и переменными издержками.

Существует два способа
определения маржинального дохода: 1) МД = Выручка от реализации – Переменные затраты
; 2) МД = Постоянные затраты Прибыль организации
.

Соответственно, если из маржинального дохода вычесть постоянные издержки, то получим величину операционной прибыли.

Под средней величиной МД
понимают разницу между ценой продукции и переменными затратами на единицу продукции. Средняя величина МД отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли:

Средний МД = Цена – Переменные затраты на единицу
.

Нормой МД (процентом МД)
называется доля величины МД в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины МД в цене товара: Норма МД = МД на весь объем / Выручка от реализации
, Норма МД = Средний МД / Цена
.

Таким образом, чтобы найти точку безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? При условии уменьшения выручки нельзя определить этот показатель в точке безубыточности простым сложением переменных и постоянных затрат, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

Точка безубыточности согласно этому методу может быть определена как точка, в которой разница между маржинальным доходом и постоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равен постоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном подходе будет следующее:

Точка безубыточности в ед. продажи = Постоянные издержки / Норма маржинального дохода
или

Точка безубыточности в ед. продажи = Постоянные издержки / Средний маржинальный доход
. Таким образом, главная роль в процессе выбора стратегии поведения организации — необходимость уделять достаточное внимание величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода.

Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации, увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных издержек, пропорционально изменять переменные, постоянные издержки и объем выпуска продукции. Кроме того, на выбор модели поведения организации также оказывает существенное влияние величина среднего маржинального дохода.

Метод уравнения для определения точки безубыточности

Метод уравнения
основан на том, что любой отчет о финансовом результате можно представить в виде следующего уравнения:

Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль
или

(Цена × Количество единиц) – (Переменные затраты на единицу × количество единиц) – Постоянные затраты = Прибыль

Форма данного уравнения подчеркивает, что все издержки делятся на зависящие от объема реализации (переменные
) и не зависящие от него (постоянные
).

Период, за который должно быть произведено (или реализовано) количество изделий в точке безубыточности, определяется тем, за какой срок мы определили величину постоянных издержек.

Используя метод уравнения определения точки безубыточности, можно определить, какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную, начально заданную величину прибыли. Такой расчет возможен ввиду того, что процентное соотношение переменных издержек к выручке остается неизменным.

Метод уравнений можно использовать и при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше.

Методы, используемые при составлении смет

Сметы
составляются на год в целом с поквартальной разбивкой.

Существуют два подхода к расчетам смет
.

Метод «нулевого баланса»
. Бюджеты должны составляться не на основе затрат за прошедший период, а на базе запланированных мероприятий. Метод используется, когда проектируется новое предприятие, или когда предприятие меняет профиль деятельности.

Метод планирования от достигнутого
.

При составлении смет используются различные методы
:

нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; метод оптимизации; метод моделирования.

Нормативный метод
— расчет объемов затрат и потребности в ресурсах осуществляется путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).

Расчетно-аналитический метод
— расчет объемов затрат и потребностей в ресурсах проводится путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.

Балансовый метод
предполагает увязку объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).

Метод оптимизации
заключается в многовариантности. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).

Метод моделирования
смет заключается в факторном анализе функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки). При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы
: смета продаж (реализации продукции);

смета расходов на оплату труда производственного персонала; смета накладных общепроизводственных расходов; смета себестоимости реализованной продукции; смета текущих периодических общехозяйственных расходов; смета прибылей и убытков; смета капитальных затрат; смета движения денежных средств и др.

Поделиться
Похожие записи
Adblock detector