Инфопортал
Назад

Дискреционная политика государства

Опубликовано: 06.04.2020
0
4

Суть фискальной политики

Дискреционная бюджетно-налоговая политика — это политика:

  • представляющая собой преднамеренные действия государства, ориентированные в большей степени на изменения экономической ситуации, чем на законодательные решения;
  • осуществляемая посредством сознательного госманипулирования налогами и госрасходами;
  • имеющая целью воздействие на реальный объем национального производства, занятость населения, инфляционные процессы и экономический рост;
  • направленная на сглаживание циклических колебаний экономики и достижение макроэкономического равновесия;
  • регулирующая сбалансированность госбюджета (финансирование его дефицита или ликвидирование бюджетных излишков);
  • являющаяся элементом экономической политики (наряду с кредитно-денежной и внешнеэкономической политикой) и разновидностью фискальной (бюджетно-налоговой) госполитики (наряду с недискреционной).

Основная задача дискреционной бюджетно-налоговой политики заключается в сознательном целенаправленном создании дефицита госбюджета или его профицита посредством:

  • увеличения или снижения госрасходов (увеличение госрасходов влечет рост потребления и инвестиций, а также приводит к увеличению выпуска продукции и занятости трудоспособного населения);
  • манипулирования налогами (снижение налогов ведет к повышению покупательских расходов, уровня занятости населения и выпуска продукции).

Особенности госрегулирования налоговой сферы изучайте с материалом «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, государство применяет один из двух видов дискреционной бюджетно-налоговой политики:

  • стимулирующую или
  • сдерживающую.

Дискреционная политика государства

Об особенностях данных видов расскажем в следующем разделе.

Сдерживающая (рестриктивная) дискреционная бюджетно-налоговая политика необходима в период «перегрева» экономики и интенсивных инфляционных процессов.

Для ситуации «перегрева» экономики характерны:

  • высокий темп роста экономики, товарных и фондовых рынков и низкая цена заемных денег;
  • дефицит госбюджета;
  • чрезмерный рост объема бумажных денег, вызывающий их обесценение (инфляция);
  • исчерпание предприятиями своих ресурсов (трудовых, имущественных и др.);
  • переинвестирование в экономические фонды (в связи с низкой ценой заемных денег, высоким потребительским спросом и иными причинами).

Последствия «перегретой» экономики носят негативный характер, поскольку:

  • наступает экономический спад;
  • возникает безработица;
  • уровень жизни населения снижается.

Одним из инструментов, способствующих предотвращению таких негативных последствий, является своевременное проведение государством мероприятий в рамках сдерживающей дискреционной бюджетно-налоговой политики. Среди таких мероприятий можно назвать:

  • увеличение налогов;
  • сокращение госрасходов.

В результате осуществления указанных мероприятий достигается состояние бюджетного излишка, направляемого на погашение госдолга или изымаемого из обращения.

Стимулирующая фискальная политика может проводиться, если страна:

  • переживает депрессию;
  • находится в стадии экономического кризиса.

Признаки кризисных явлений в экономике:

  • значительное и резкое падение производства;
  • уменьшение реального валового национального продукта;
  • массовые банкротства, гиперинфляция и прочие «кризисные» признаки.

Как международные нормы предписывают оформлять финансовую отчетность в ситуации гиперинфляции — узнайте из материала «МСФО № 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».

В таких условиях необходимо стимулировать:

  • совокупный спрос (объем товаров и услуг, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить);
  • совокупное предложение (стоимостное выражение общего количества произведенных в экономике товаров и услуг);
  • оба вышеуказанных параметра одновременно.

Для достижения этих целей проводится стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика, предусматривающая:

  • рост госзакупок;
  • снижение налогов;
  • повышение трансфертов.

Результатом проведения такой политики является увеличение объемов производства и рост благосостояния населения страны.

Когда используется такой термин, как фискальная политика, имеется в виду комплекс мер, предпринимаемых правительством для поддержания стабильности экономики посредством изменения величины расходов и/или доходов государственного бюджета. По этой причине фискальную политику справедливо будет называть еще и бюджетной.

Поскольку фискальную политику можно охарактеризовать как антициклическую, то есть стабилизационную (сглаживает циклические колебания экономики), к ее ключевым целям актуально отнести реализацию следующих задач:

  • обеспечение стабильности уровня цен, что подразумевает максимально возможное решение такой проблемы, как инфляция;
  • постоянный экономический рост;
  • полная занятость ресурсов (приоритетной является нейтрализация циклической безработицы).

Дискреционная политика государства

Фискальную политику можно определить также как политику регулирования правительством совокупного спроса (это прежде всего). Для регулирования экономики с целью достижения данной задачи производится воздействие на величину совокупных расходов.

Инструменты воздействия на экономические показатели, которые использует государство, делятся на два ключевых вида. Речь идет о недискреционной и дискреционной фискальной политике.

Другими словами, если по причине кризиса доходы предприятий и населения начинают ощутимо снижаться, то для взимания прогрессивных налогов, включающих подоходный налог с физлиц, используются более высокие процентные ставки. Такая схема приводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений в госбюджет.

Изучая то, какие отличия несет в себе дискреционная и недискреционная фискальная политика, стоит отметить, что встроенные стабилизаторы при автоматической системе воздействия используются для достижения одной ключевой цели – преодоления отрицательных следствий инфляции и возможного производственного спада.

Стоит отметить тот факт, что влияние государства на экономику способно выйти на новые показатели эффективности, если оно будет грамотно сочетаться с проведением денежно-кредитной политики.

Фискальная политика является дискреционной, если производятся изменения величин расходов государства, сальдо и налогов госбюджета, и причиной подобных изменений являются специальные решения правительства, которые направлены на повышение объема производства, уровня занятости, стабилизацию состояния платежного баланса и темпов инфляции.

Данный вид мер воздействия на экономические показатели актуален, когда государство вынуждено проходить период депрессии и спада. Такая стратегия подразумевает понижение налогов и повышение государственных расходов. Финальным этапом этого комплекса мер является дефицит бюджета.

Если рассматривать краткосрочную перспективу, то дискреционная фискальная политика будет иметь в качестве основного ориентира преодоление такой проблемы, как циклический спад экономики, что подразумевает снижение налогов, увеличение госрасходов или комплексное использование этих мер.

Дискреционная политика государства

Обратив внимание на более долгосрочную перспективу, можно заметить, что подобная политика, основанная на снижении налогов, может стать причиной расширения факторов производства и последующего роста экономического потенциала. Таким образом, дискреционная стимулирующая фискальная политика является актуальной реакцией государства на явные признаки экономического спада.

При этом важно понимать, что реализация подобных задач подразумевает проведение комплексной реформы в сфере налогового законодательства, которая будет сопровождаться изменением в процессе оптимизации структуры государственных расходов.

Для того чтобы достичь поставленных целей, касающихся регуляции экономических процессов в стране, необходимы эффективные инструменты.

К таким механизмам можно отнести государственные субсидии и грамотное манипулирование различными видами налогообложения (акцизы, подоходный налог и др.). Для этого изменяются либо аккордные налоги, либо непосредственно сами ставки. Еще одна группа инструментов, использование которых подразумевает дискреционная фискальная политика, – это различные виды государственных расходов и трансферные платежи.

При этом стоит отметить, что воздействие на экономику различных инструментов может ощутимо отличаться.

Если обратить внимание на влияние увеличения аккордного налога, то можно заметить, что результатом данного процесса является уменьшение совокупных расходов, в результате чего, тем не менее, не происходит изменения мультипликатора. А вот в случае с ростом ставок личного подоходного налога наблюдается одновременное уменьшение и мультипликатора, и совокупных расходов.

Дискреционная фискальная политика предполагает также различные виды воздействия и на стимулы, которые оказывают влияние на развитие экономики и уровень ее эффективности. Не стоит забывать о выборе конкретных видов государственных расходов, каждый из которых оказывает особенное влияние на эффект, производимый мультипликатором.

Важно понимать и тот факт, что инструменты фискальной политики могут использовать по-разному. Все зависит от цикла, в котором находится экономика. Различные виды фискальной политики также могут изменять подход к инструментам. Например, если обратить внимание на стимулирующее направление, то есть смысл говорить о следующих мерах воздействия на состояние экономики:

  • увеличение трансферов;
  • общее снижение налогов;
  • повышение объема государственных закупок.

дискреционная фискальная политика

Если достигаются цели дискреционной фискальной политики, ориентированной на сдерживающее влияние, то действия правительства будут диаметрально противоположными:

  • трансферы уменьшаются;
  • объемы государственных закупок, соответственно, повышаются;
  • налоги увеличиваются.

Цели и инструменты

Единственная оправданная цель вмешательства государства — это преодоление кризисных явлений, экономическая стабилизация. Конкретнее, фискальная политика должна обеспечивать:

  • увеличение объемов производства;
  • борьбу с инфляцией;
  • борьбу с безработицей;
  • и как следствие, устойчивый экономический рост.

Борьба с безработицей сводится к обеспечению занятости и преодолению циклов безработицы. В части борьбы с инфляцией производится коррекция ценовой политики внутри страны и обеспечение стабильных и приемлемых цен на товары народного потребления.

Ряд инструментов позволяет государству стабилизировать экономику:

  • трансферты;
  • налоги;
  • система госзакупок.

Механизм дискреционной фискальной политики также подразумевает меры, которые сдерживают рост экономики. Такой подход актуален в то время, когда происходит экономический бум и параллельно увеличивается инфляция. Для стабилизации экономики налоги повышаются, а государственные расходы уменьшаются. Следствием подобной стратегии является избыток госбюджета.

В качестве основной цели сдерживающей политики можно определить ограничение циклического подъема экономики.

Если рассматривать такую стратегию в долгосрочной перспективе, то воздействие прогрессирующего налогового клина может привести к тому, что развернется механизм стагляции (имеется в виду ощутимое замедление развития экономики), а совокупное предложение будет переживать спад. Такой прогноз особенно актуален, когда не наблюдается создание полезных приоритетов для государственных инвестиций в рыночную инфраструктуру, и госрасходы сокращаются пропорционально по всем статьям бюджета.

В рамках короткого периода сдерживающие меры позволяют значительно снизить инфляцию спроса посредством спада производства и роста безработицы.

Политические процессы также могут оказывать ощутимое влияние на уровень эффективности фискальной политики. В этом случае есть смысл обратить внимание на следующие сложности:

  1. Деловой цикл, который обусловлен политическими мотивами. По мнению большинства экономистов, в данном случае акцент делается не на перспективах развития национальной экономики, а на задаче переизбрания. По этой причине перед проведением выборов проводится политика стимулирующего характера, итогом которой неизбежно станет инфляция. А для понижения её уровня впоследствии будут использоваться сдерживающие механизмы воздействия.
  2. Присутствие дополнительных целей. Это означает, что стабильность экономики не определяется как приоритетная цель правительства.
  3. Ориентирование на стимулирующие цели. Проблемы дискреционной фискальной политики могут быть связаны с неправильным распределением приоритетов: увеличение расходов и понижение налогов воспринимаются как более привлекательная стратегия по сравнению с ростом налогов. Результатом такого подхода к регулированию состояния экономики являются дефициты.виды фискальной политики

Дискреционная фискальная политика может оказаться малоэффективной по причине воздействия фактора чистого экспорта. Речь идет об экономическом эффекте, в основании которого лежит влияние государства на процентную ставку, оказывающую впоследствии воздействие на курс отечественной валюты. Итогом такого процесса становится воздействие на чистый экспорт, сводящее к минимуму процент эффективности мер регулирования.

Непредвиденные международные изменения спроса также могут сделать малоэффективными любые виды фискальной политики. Для того чтобы понять негативное влияние этого фактора, нужно представить следующую ситуацию: допустим, был проведен ряд стимулирующих действий, следствием которых стало успешное увеличение совокупного спроса, позволившего обеспечить полную занятость.

В России дискреционная фискальная политика предполагает преобразование налоговой системы с параллельным проведением бюджетной реформы. Для того чтобы решить различные проблемы, препятствующие успешной реализации стратегии налоговых реформ, российское правительство использует популярные инструменты воздействия на экономику.

В качестве итога можно отметить, что дискреционная и автоматическая фискальная политика – это механизмы влияния, при грамотном использовании которых государство способно на постоянной основе эффективно стабилизировать состояние экономики и преодолевать как различные кризисы, так и рост инфляции, также требующей квалифицированного контроля.Макроэкономика. Фискальная политика

Дискреционная и недискреционная политика государства — в чем отличия?

Основное отличие дискреционной и недискреционной бюджетно-налоговой политики (БНП) состоит в механизме реализации БНП, заключающейся:

  • в целенаправленном маневрировании налогами и госрасходами — при дискреционной БНП;
  • саморегуляции экономических процессов (автоматических поступлениях в бюджет в условиях роста экономики и их сокращениях при спаде) — при недискреционной БНП.

Автоматическое действие недискреционной БНП позволяет правительству не предпринимать каких-либо специальных мер и основано на действии встроенных стабилизаторов, предназначенных для:

  • стимуляции спроса и производства во время экономического спада;
  • сдерживания роста «перегретой» экономики.

Можно назвать несколько групп встроенных стабилизаторов недискреционной БНП, например:

  • налоговые стабилизаторы — НДФЛ, налог на прибыль, зависящие от продаж косвенные налоги;
  • социальные стабилизаторы — пособие по безработице;
  • нормативные стабилизаторы — бюджетные правила, посредством которых ограничивается рост расходов путем перенаправления избыточных налоговых поступлений в резервные фонды или на погашение госдолга (а в ситуации экономического спада — на компенсацию недостатка доходов из резервов).

Какой лаг имеет дискреционная налогово-бюджетная политика?

БНП влияет на экономику не сразу, а через определенные временные промежутки (лаги). Лаг — это термин, означающий отставание или запаздывание.

Принятая в экономике классификация предусматривает 2 группы лагов:

  • внешние — представляют собой отрезки времени между проявлением проблемы в экономике и принятием мер экономической политики (необходимые для согласовательных и регламентных парламентских и президентских процедур);
  • внутренние — отражают время между принятием мер экономической политики и получением соответствующих результатов от их введения.

Для дискреционной БНП характерен длительный внутренний лаг.

Существуют и иные классификации лагов — относительно дискреционной БНП можно обозначить следующие их виды:

  • лаг распознавания — отрезок времени между появлением макроэкономической проблемы и осознанием ее на правительственном уровне;
  • административный лаг — временной промежуток между осознанием необходимости бюджетно-финансового регулирования экономической проблемы и фактическим принятием мер правительством;
  • функциональный лаг — промежуток времени между началом мероприятий по урегулированию проблемы и их воздействием на ВВП, уровень цен, занятость и иные показатели.

Длительность каждого из указанных лагов дискреционной БНП зависит от множества факторов: масштабов макроэкономических проблем, степени эффективности принятых решений по их урегулированию и др.

Проблемы времени при реализации стратегии регулирования

Дискреционная фискальная политика и ее инструменты в теоретической плоскости выглядят значительно проще, чем в момент реализации. На практике государство сталкивается с определенными сложностями, пытаясь управлять экономическими процессами.

И если говорить о таком факторе, как время, то есть смысл обратить внимание на следующие проблемы, которые появляются под его влиянием:

  1. Административная задержка. Речь идет о слишком медленном принятии решения парламентом. На рассмотрение некоторых вопросов могут уходить целые кварталы и даже годы, что недопустимо в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации.
  2. Функциональное запаздывание. Под этим стоит понимать возникновение временного лага между моментом принятия решения касательно фискальных мер и временем фактического действия их на состояние экономики.
  3. Временной лаг, связанный с распознаванием. При осложнении такого рода дискреционная фискальная политика может оказаться недостаточно эффективной по причине длительного периода анализа реального состояния экономики – инфляции или спада.

Итоги

Дискреционная бюджетно-налоговая политика способствует преодолению макроэкономических проблем посредством целенаправленных действий государства. В зависимости от фазы, в которой находится экономика, применяются те или иные комплексы мероприятий в рамках дискреционной бюджетно-финансовой политики — стимулирующие экономические процессы или сдерживающие их.

Эффект вытеснения

Отсутствие временного лага

Все изменения, введенные в «авральном» режиме, быстро начинают влиять на экономические показатели. Результаты введения дискреционных законов или изменения ставок видны сразу.

дискреционная и недискреционная фискальная политика

Мультипликативный эффект

Применение одновременно нескольких способов из инструментария дискреционной фискальной политики дает возможность отрегулировать различные отрасли эффективно и быстро.

В данном случае речь идет о конкретных теоретических аргументах, согласно которым дискреционная и недискреционная фискальная политика не является эффективной по определению. Суть подобной аргументации заключается в следующем: в случае, например, стимулирующих дефицитных мер воздействия будет проявляться рост процентных ставок и сокращение инвестиционных расходов. Такие процессы ведут к ослаблению и даже нейтрализации стимулирующего эффекта фискальной политики.

На практике это может выглядеть следующим образом: для увеличения государственных расходов правительство начинает финансировать дефицит, повышая тем самым спрос на деньги. В итоге процентная ставка растет, а инвестиции снижаются. Но если инвестиции снизятся на тот же процент, который был зафиксирован в процессе роста увеличения расходов, то эффект от подобной стратегии окажется нулевым.

Обратить внимание стоит и на тот факт, что данная теория подтверждена как актуальная далеко не всеми экономистами.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Adblock detector