Инфопортал
Назад

2. Привлечение инвестиций. Где и как найти инвестора? Часть 1.

Опубликовано: 11.07.2020
0
1

Как дела у uber

Вернёмся к Uber, у которого эта история длится уже 11 лет, но прибыльным он пока так и не стал. Несмотря на все привлечённые инвестиции, Uber тратит больше денег, чем получает, но происходит это не из-за того, что не сходится экономика, а из-за постоянного наращивания новых рынков.

Если говорить на языке unit-экономики, то он покупает клиента и таксиста с заранее завышенным и невыгодным САС, чтобы агрессивнее зайти на рынок и убить всех конкурентов.

Uber увеличивает охват, становится всё популярнее и потихоньку становится монополистом – и делает инвестиции выгоднее в том плане, что при следующем раунде их доля станет ещё больше, и её можно будет продать дороже. Надо добавить, что тут работает принцип элементарной спекуляции.

Как инвестор видел авито

Выходит, что все те инвестиции, которые были вложены в «Авито» раньше, многократно окупились. Их доля выросла в несколько десятков раз. Примерно такое же положительное развитие должен видеть инвестор, который вкладывается в убыточный на данный момент стартап.

Чтобы убедить инвестора вложиться в проект, на который тратится больше денег, чем он приносит, основателю нужно показать развитие стартапа в будущем, которое сможет убедить в кратном увеличении стоимости доли инвестора, спустя какое-то время. В случае «Авито» на это потребовалось пять лет.

Парадокс uber

Но сначала небольшая прелюдия. Есть такая вещь, как Uber, существующая более 10 лет, но на протяжении всех эти лет она оставалась убыточной. В неё вкладывали (и продолжают вкладывать) миллиарды долларов, но доходы компании всегда меньше расходов. Что не мешает инвесторам вкладывать в Uber ещё больше денег.

Возникает вопрос: зачем они это делают? Надо сказать, прибыльной Uber никогда и не была: в неё изначально вкладывались, как в заведомо убыточный проект. Она всегда тратила больше, чем зарабатывала, но это не помешало ей просуществовать столь долгое время как раз за счёт вливания всё новых и новых инвестиций.

Спекуляция глазами инвестора

Итак, 2007 год, который не вернуть: «Авито» только появился, и его доля стоит ноль. Мне часто предлагают, вместо оплаты за разработку приложения, долю от проекта, который ещё на уровне непроверенной идеи. Постоянно приходится объяснять, что предлагается дырка от бублика.

В 2020 году компания стоила уже $60 млн. Это не значит, что у «Авито» были какие-то активы, которые можно было продать: это был лишь «рыночный пузырь». Соответственно, один процент можно было купить за $600 тыс: не значит, что он правда стоил бы столько же при продаже, в этом случае учитываются, как прошлые раунды инвестиций, так и оценка перспектив проекта.

В 2020 году стоимость «Авито» выросла до $2,7 млрд, а по последней оценке 2020 года – до чуть менее $4 млрд.

Представим, что в 2008 году, спустя год развития, стоимость «Авито» была что-то около $100 тыс (взял цену наобум, для примера расчёта). Получается, что процент компании я купил бы, заплатив тысячу долларов – что-то около 35 тысяч рублей по тому курсу.

«Авито» всё также продолжал работать в убыток, я бы уже расстроился и забыл о нём, как вдруг в 2020 году, после той самой фишки с телевидением, компания резко начинает расти вверх, а вместе с ней начинает расти и её стоимость.

В 2020 году она стоит уже $ 60 млн – а значит, вложенная мною тысяча увеличилась в 600 раз. Ещё через 4 года – в 27 000 раз, а через ещё 4, к 2020 году, до 40 миллионов, т.е. в 40 000 раз.

Само собой проваливается более 99% стартапов, то есть, если я профессиональный инвестор, то, по грубым прикидкам, вложу по $1000 в 100 стартапов с прицелом, что выстрелит один и кратно отобьёт вложения во все. Если учеть, что на инвестирование я бы потратил $100 тыс, 99 проектов сдохли и выстрелил только «Авито», то на 19-й год мои общие инвестиции приумножились бы в 400 раз.

Именно поэтому инвесторам по большей части плевать, убыточный ли у вас стартап или нет: перед ними стоит задача дать вам тысячу долларов сейчас, чтобы получить 40 миллионов на выходе. Как раз на это и нужно давить при разговоре с инвесторами: все питчи, все графики, все данные должны показывать, что через энный промежуток времени их вложение увеличится в разы.

Три вида стартапов

Чтобы понять причину, рассмотрим, какие существуют типы стартапов. Тот, о котором мы говорили в начале, создан для заработка на своей бизнес-модели, но кроме него существует ещё, как минимум, две разновидности.

Первая — всё, что связано с медициной, научными разработками и передовыми технологиями, в которых инвесторы «скидываются» на зарплату учёным, разрабатывающим кардинально новую технологию. Например, лекарство от рака. Если посмотреть на существование такого стартапа, то на протяжении многих лет он не приносит ни копейки, пока, наконец, не будет достигнута его конечная цель.

Учёные находят лекарство, получают патент — готово, теперь лекарство можно продавать, появляются огромные доходы.

Вторая разновидность стартапа, и именно о ней сегодня буду рассказывать — это тип стартапа, который хоть и убыточен сам по себе, но всегда имеет постоянно вливающихся в него инвесторов. Проект развивается десятилетиями, основатель получает зарплату, в зависимости от успеха KPI, а не прибыли, как в обычном бизнесе. Возникает вопрос — откуда же берутся деньги?

, , , , , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Adblock detector