Инфопортал
Назад

Рентабельность продаж: формула расчета, коэффициент, пример

Опубликовано: 11.07.2020
0
1

Что рентабельность продаж показывает предпринимателю?

Исходя из определения рентабельности, этот показатель показывает, в каком соотношении размер прибыли превышает сумму вложенных средств. Результаты сравнения активно используются в аналитике деятельности. С их помощью можно:

  • сравнивать результаты двух или нескольких периодов и определять тенденции роста или падения результативности продаж;
  • оценить долю себестоимости продукции и ее динамику;
  • проконтролировать ценовую политику и определить ее обоснованность;
  • проверить уровень издержек;
  • прогнозировать величину будущей чистой прибыли;
  • оценивать свои возможности на фоне конкурентов.

Рентабельность продаж можно оценивать на различных уровнях:

  • по видам продукции;
  • по отделам и филиалам компании;
  • по каждому сотруднику отдела продаж;
  • по основным покупателям.

Анализ показателей поможет оперативно заметить и отреагировать на изменение финансовой ситуации в компании.

Анализ рентабельности продаж

Формула рентабельности продаж по балансу дает возможность администрации предприятия выяснить степень эффективности организации использования затрат в процессе получения прибыли.

Анализ рентабельности нужен в следующих случаях:

  • Поступление и увеличение прибыли;
  • Контроль развития компании;
  • Проведение сравнения с конкурентами;
  • Обнаружение прибыльной и убыточной продукции и др.

Как рассчитывается рентабельность?

Для расчета рентабельности можно воспользоваться ее формулой, а данные для нее есть в «Отчете о прибыли и убытках» (форма 2, прилагаемая к бухгалтерскому балансу).

Рентабельность по чистой прибыли определяется как соотношение строки 2400 к строке 2110, умноженное на 100 %.

Если предпринимателю нужно определить рентабельность продаж, а отчетность не готова, то можно воспользоваться более длинным способом расчета. Для этого берутся данные:

  • выручка (В);
  • себестоимость товаров (СТ), которая определяется как расходы на производство или закупку товаров;
  • текущие расходы (ТР), на содержание компании и торговые операции;
  • процентные выплаты (П), если есть кредиты банка или другие обязательства;
  • налоги (Н), которые необходимо выплатить с прибыли.

Чистая прибыль (ЧП) определяется путем уменьшения полученной выручки на все виды расходов.

Формула будет выглядеть следующим образом:

ЧП = В – СТ – ТР – П – Н.

На следующем этапе сравнивается конечный итог в виде чистой прибыли и начальные показатели выручки, т.е. используется формула

РП = ЧП / В х 100 %.

Более грубые расчеты можно делать по отдельным видам продукции или менеджерам. В этом случае берут показатели валовой прибыли, так как вычислить чистую прибыль по каждому случаю невозможно. Полученные результаты можно использовать для сравнительного анализа.

Коэффициент рентабельности продаж

Рентабельность продаж нельзя измерить в количественном выражении, в рублях или единицах. Это коэффициент, который выражается в процентах.

Для его вычисления используются следующая формула:

Рентабельность (РП) = чистая прибыль (ЧП) / общая выручка от продаж (В) х 100 %.

Обычно для расчета используются данные бухгалтерской отчетности за определенный период. Официальная отчетность формируется за квартал, полугодие или год, но при наличии автоматизированного учета получать результаты можно ежемесячно. При сравнении базисного и отчетного периода определяют динамику показателя.

Оценка показателя рентабельности индивидуальна на каждом предприятии, так как зависит от множества факторов, таких как:

  • цена на продукцию (дешевый или дорогой сектор);
  • количество продаж в период;
  • уровень затрат в себестоимости продукции и сопутствующих затрат на ее продажу;
  • длительность производственного цикла или времени доставки товара.

На практике большинство компаний ориентируется на усредненные показатели, при которых рентабельность принято относить к:

  • хорошей – 20–30 %;
  • средней – от 5 до 20 %;
  • низкой – от 1 до 5 %.

Рентабельность продаж меньше 1 – это показатель, который требует полного переформатирования деятельности компании. Показатели свыше 30% — это сверхрентабельность. Обычно удержаться на таких позициях могут только компании монополисты. В остальных случаях активная конкуренция не позволит долго работать с такой сверхрентабельностью.

Высокие показатели также демонстрируют, что компания продает товары по цене значительно выше себестоимости или имеет минимальные расходы. Возможно, что оба фактора присутствуют одновременно. Такое возможно при эффективном управлении или удачном выборе своего сектора на рынке.

Нормативное значение рентабельности продаж

При вычислении рентабельности продаж не существует определенных нормативов, поскольку происходит расчет среднестатистических значений рентабельности по отраслям. Каждый вид деятельности обладает соответствующими коэффициентами нормы.

В целом формула рентабельности продаж по балансу должна обеспечить получение норматива рентабельности в пределах от 20 до 30%, что отражает высокую рентабельность предприятия.

Показатель до 5% показывает низкую рентабельность компании, от 5 до 20% — средняя рентабельность, показатель рентабельности более 30% обозначает сверхрентабельность.

Средние значения рентабельности продаж по отраслям в нашей стране:

  • Сельское хозяйство – 10-13%,
  • Добыча полезных ископаемых – 25 %,
  • Строительство – 5-10%,
  • Торговля – 7-8%.

Пример расчета рентабельности

Для наглядности можно рассмотреть примеры расчета рентабельности продаж и то, какие выводы из этого можно сделать.

  • 2020 год выручка предприятия «Товары и товары» составила 100 млн рублей, а чистая прибыль составил 20 млн рублей, т. е. РП – 20 %;
  • 2020 год выручка осталась на уровне 100 млн рублей, а чистая прибыль уменьшилась до 10 млн рублей, т. е. РП = 10 %.

При сравнении результатов предпринимателю нужно определить, чем вызвано такое снижение. Для этого он рассматривает уровень затрат и видит, что:

  • произошло увеличение закупочных цен;
  • соответственно повышены цены;
  • снизилось количество продаж;
  • текущие расходы остались на прежнем уровне.

В результате текущие расходы на содержание отдела продаж, коммунальные услуги требуют уменьшения. Сделать это можно разными способами, например, отказаться от ненужных помещений, пересмотреть кадровый состав, изменить систему мотивации, чтобы активизировать количество продаж и вернуть их к прежнему уровню.

Проводя анализ принятых мер в следующем году, владелец бизнеса получает следующие результаты: 2020 год выручка увеличилась до 200 млн рублей, чистая прибыль выросла до 30 млн рублей. Рентабельность продаж в этом случае составит 15 %.

Таким образом, принятые меры дали определенные результаты, рентабельность повысилась, но требуется дальнейшая работа по оптимизации работы компании.

Показатель рентабельности продаж можно использовать в перспективном планировании, т. е. зная размеры выручки без сложных расчетов примерно вычислить размеры чистой прибыли.

Так, если известно, что выручка за месяц составляет 10 млн рублей, а средняя рентабельность 15 %, то ожидаемая чистая прибыль составит 1,5 млн руб. Но данные показатели требуют перепроверки, так как показатели рентабельности имеют тенденцию колебаться в некоторых пределах.

Рентабельность — цель расчета

Конечная цель деятельности любой коммерческой компании — прибыль, то есть положительная разница между полученными доходами и понесенными расходами. Прибыль — это абсолютный финансовый показатель. Посчитав его, мы можем увидеть, что за определенный период наши доходы покрыли расходы. Однако оценить эффективность деятельности он все-таки не позволяет.

Например, возьмем 2 компании одной отрасли — одна крупная, с большими оборотами, другая — маленькая. Допустим, что обе фирмы за год сработали в прибыль. У большого предприятия прибыль в абсолютном выражении может существенно превышать финансовый результат, полученный малым. Однако это вовсе не означает, что оно работает эффективнее.

Между тем просто на основании сведений о прибыли мы не можем давать оценку деятельности таких разных компаний, поскольку показатели несопоставимы. И здесь нам на помощь приходит рентабельность.

Рентабельность предприятия: формула расчета

Рентабельность — это относительный показатель прибыльности, отношение прибыли к тому показателю, отдачу от которого требуется узнать. Если объяснять «на пальцах», то рентабельность показывает нам, какую прибыль приносит организации каждый вложенный в нее и потраченный ею рубль.

В общем виде для рентабельности формула расчета выглядит так:

R = П / Х * 100%,

где:

R — рентабельность;

П — прибыль;

Х — показатель, рентабельность которого мы считаем.

Об этих показателях речь пойдет далее.

Рентабельность выражают в процентах, поэтому результат деления нужно умножить на 100.

Рентабельность продаж. экономический смысл показателя

Изучение любого коэффициента целесообразно начинать с его экономического смысла. Для чего нужен данный коэффициент? Он отражает деловую активность предприятия и определяет то, насколько предприятие эффективно работает. Коэффициент рентабельности продаж показывает, сколько денежных средств от проданной продукции является прибылью предприятия. Важно не то, сколько продукции продало предприятие, а то, сколько чистой прибыли оно заработало чистых денег  с этих продаж.

Коэффициент рентабельности продаж описывает эффективность реализации основной продукции предприятия, а также позволяет определить долю себестоимости в продажах.

Формула расчета ros (return on sales)

Рентабельность продаж по чистой прибыли ROS считается по следующей формуле:

$$ ROS = { Чистая Прибыль over Выручка } * 100 % $$

Формула ROS для отчетности на английском языке:

$$ ROS = { Net Income over Sales} * 100 % $$

где – Чистая Прибыль – совокупная чистая прибыль компании за год (для квартальных отчетов должна быть пересчитана на год)- Выручка- совокупная выручка компании за год (для квартальных отчетов должна быть пересчитана на год)

Поделиться
Похожие записи
Adblock detector