Инфопортал
Назад

Увеличение прибыли предприятия: расчет, методы, примеры

Опубликовано: 11.07.2020
0
1

Как выявить резервы увеличения прибыли предприятия

Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности предприятия – один из самых эффективных способов оптимизации работы компании. Под резервами роста прибыли мы понимаем возможности ее увеличения, имеющие количественную характеристику.

Существует специализированная научная методика для поиска, расчета и применения на практике резервов повышения прибыли. Данный подход состоит из трех последовательных этапов:

  1. Аналитический — поиск и расчет резервов.
  2. Организационный — подготовка системы мер, позволяющих применить найденные резервы.
  3. Функциональный — внедрение инструментов увеличения прибыли предприятия и контроль достигнутых результатов.

Увеличение прибыли организации может быть организовано за счет следующих резервов:

1) Рост объемов продаж товаров, работ, услуг. Для расчета прироста прибыли за счет увеличения продаж нужно показатель резерва увеличения объема продаж умножить на размер прибыли на единицу продукции, рассчитанную на основе данных за отчетный период:

ПРQ = ∆Qi * ПРi

Либо, если известно не количественное, а стоимостное значение резерва, показатель роста выручки умножить на цену каждого товара в отчетном периоде:

∆ПРвп = ∆ВПi * Цфакт i

2) Уменьшение себестоимости товаров, работ, услуг. Найденный резерв сокращения себестоимости по каждой отдельной позиции умножается на прогнозный показатель объема реализации, рассчитанный с учетом потенциального увеличения выручки.

3) Повышение качества товаров, работ, услуг. Для расчета резерва увеличения прибыли предприятия цена каждой позиции умножается на ее долю в общем объеме, промежуточные результаты складываются, итог умножается на потенциальный объем продаж.

4) Рост цен на товары, работы, услуги. Найденные значения резервов повышения цен по каждой позиции умножаются на прогнозный объем продаж, рассчитанный с учетом потенциального роста. Повышение цен может быть обеспечено за счет выхода на новые рынки сбыта, например, в премиум-сегменты с высокой степенью монополизации.


По аналогии проводим расчеты прироста прибыли за счет расширения охвата рынка и сокращения цикла реализации.

Значения показателя резерва роста рентабельности рассчитывается по следующей формуле:

∆R = Rвозм – Rфакт = [(Rфакт ∆R) / (∑(Qi возм *ci возм)] – [Rфакт / Сфакт]

где Qi возм — потенциальный объем продаж, рассчитанный на основе найденных резервов увеличения прибыли предприятия; сi возм — потенциальный размер себестоимости, рассчитанный исходя из выявленных резервов; R — рентабельность продаж. 

Рассмотрим основные направления увеличения прибыли предприятия за счет оптимизации производственных расходов.

Руководство компании обычно сталкивается с двумя проблемами: с необходимостью постоянного планирования затрат и поиска резервов уменьшения себестоимости продукции.

Если организация будет придерживаться запланированного уровня расходов на производство, то ее продукция будет более конкурентоспособной, так как:

  • у руководства компании есть достоверные фактические и прогнозные данные об израсходованных оборотных средствах;
  • организация продает товары по ценам, которые повышаются в плановом порядке, что позволяет достичь ожидаемых показателей прибыли и рентабельности;
  • у предприятия нет необходимости искать источники финансирования непредвиденных расходов на покупку сырья и материалов;
  • компания может планировать направления использования чистой и нераспределенной прибыли;
  • у менеджмента организации есть все необходимые сведения, позволяющие принимать краткосрочные и долгосрочные управленческие решения.


Поэтому соблюдения плановых показателей по расходам является гарантией бесперебойной и эффективной работы не только финансово-экономической службы и руководства предприятия, но и других подразделений – отдела закупок, логистики, производства, кадровой службы и др.

Для расчета резервов увеличения прибыли предприятия за счет уменьшения себестоимости используется следующая формула:

Rc = Qпл * ∆Сф

где Qпл — плановый объем продаж товаров, работ, услуг.

Себестоимость продукции может быть снижена за счет:

  • повышения технической оснащенности производства,
  • роста эффективности использования внеоборотных активов,
  • повышения показателей оборачиваемости оборотных активов,
  • оптимизации кадрового состава предприятия,
  • улучшения организации труда,
  • изменения трудоемкости и роста производительности труда.

Резервы уменьшения себестоимости по каждому из перечисленных факторов рассчитываются отдельно и затем суммируются.

Кроме того стоит отметить, что предприятие может увеличить прибыль и рентабельность не только за счет сокращения затрат, но и с помощью изменения пропорций между ценой реализации и переменными затратами на единицу продукции.

Вас также может заинтересовать: Маркетинг-кит: как создать и выделиться среди конкурентов

Распределение и использование прибыли компании


Каждая компания должна грамотно распределять и использовать все виды своей прибыли. Это важный хозяйственный процесс, позволяющий бизнесу покрывать свои потребности и обеспечивать доход государству.

Распределять доход нужно так, чтобы повышалась эффективность производственных процессов. Балансовую прибыль направляют в бюджет и по статьям расходования в организации.

По каким принципам распределяют виды прибыли компании?

  • дивиденды от производственной, хозяйственной, финансовой деятельности сортируются между собственным бизнесом и государством;
  • предприятие уплачивает налоги и сборы, ставки и порядок уплаты которых зафиксированы на законодательном уровне. Это прибыль для государства;
  • сумма после налоговых выплат. Не должна снижать заинтересованность компании в повышении эффективности производственного процесса и улучшении показателей хозяйственно-промышленной и финансовой деятельности;
  • оставшуюся часть компания, прежде всего, направляет на накопление, заботясь о дальнейшем развитии, и лишь потом в приоритете идет потребление.

От схемы, по которой распределяются разные виды прибыли, зависят многие важные аспекты работы и эффективность организации.


Значение дифференциации дохода в компании подтверждают следующие ключевые положения:

  1. Распределение разных видов прибыли направлено на достижение основной цели политики управления — увеличение доходов владельцев. Формируются пропорции между текущими выплатами (проценты, дивиденды и т. д.) и увеличением этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения роста вложенных финансовых средств). При этом собственники создают эти направления для удовлетворения личных требований во времени.
  2. Основной инструмент влияния на рост рыночной стоимости компании. Напрямую это влияние выражено в обеспечении увеличения дохода при капитализации части распределенной прибыли. В косвенной форме его обеспечивают основные пропорции распределения.
  3. От пропорций дифференциации прибыли зависят темпы реализации политики развития компании. Эта стратегия осуществляется в ходе инвестиционной работы, объемы которой зависят от возможностей формирования денежных средств, прежде всего, благодаря внутренним ресурсам. А прибыль, которую реинвестируют при распределении — основной такой источник.
  4. Характер распределения прибыли — один из главных индикаторов инвестиционной привлекательности компании. При вовлечении собственного капитала из источников извне сумма дивидендов (или иных доходов от инвестиций) становится одним из важнейших критериев оценки результата предстоящей эмиссии акций. Вместе с увеличением дивидендов соответственно возрастает цена акций на фондовом рынке, и инвесторы получают дополнительный доход.
  5. Один из самых эффективных способов мотивации персонала к продуктивной работе.
  6. Пропорции распределения прибыли формируют степень обеспечения дополнительной соцзащиты персонала
  7. От схемы распределения зависит и текущая платежеспособность компании. Обычно прибыль, предусмотренная для потребления владельцами и сотрудниками организации, выплачивается в денежном эквиваленте, то есть как основной актив, обеспечивающий платежеспособность по срочным финансовым обязательствам. Если ее размер большой, то в текущем периоде компания может стать неплатежеспособной.

Разные виды прибыли, которые остаются в организации, распределяют, чтобы оптимизировать соотношение инвестируемой и потребляемой ее частями. При этом обязательно учитывается обеспечение реализации стратегии развития бизнеса и повышение его стоимости на рынке.

При формировании схемы распределения компании:

  • обеспечивают получение владельцами необходимого норматива прибыли на инвестированные средства;
  • выделяют приоритетные цели в реализации стратегии за счет капитализируемой части прибыли;
  • предоставляют стимулирование трудовой активности и дополнительной соцзащиты работников;
  • обеспечивают необходимые размеры формирования резервного и иных фондов предприятия.

Чтобы решить эти задачи, специалисты и распределяют разные виды прибыли компании.

Единой универсальной схемы нет, и создать ее невозможно, так как каждая компания обладает собственной спецификой, перед ней стоят разные задачи, а внешние и внутренние условия бизнеса очень отличаются. Поэтому модель распределения разных видов прибыли в конкретной организации основана на анализе и учете отдельных факторов, связывающих данный процесс с текущей и предстоящей деятельностью.


Причины, от которых зависят пропорции и эффективность распределения прибыли, разные. Отличается и степень интенсивности их проявления. Одна категория определяет предпосылки капитализируемой части прибыли. Другая, напротив, принимает решения в пользу повышения доли потребляемой.

Факторы, от которых зависит распределение разных видов прибыли:

  • внешние (создаются внешними условиями);
  • внутренние (их генерируют особенности хозяйственной деятельности фирмы).

Внешние факторы представляют собой некие ограничения, от которых зависят рамки формирования пропорций распределения прибыли. Самые важные из этих факторов — ограничения правового характера, система налогообложения, среднерыночный норматив прибыли на инвестированный капитал, альтернативные внешние источники формирования денежных ресурсов, рост инфляции, этап конъюнктуры товарного рынка, «прозрачность» фондового рынка.

Пропорции распределения прибыли зависят главным образом от внутренних факторов, поскольку их определяют конкретные условия и результаты хозяйствования компании. Среди них: интересы владельцев бизнеса, рентабельность предприятия, инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов, необходимость ускорять завершение начатых программ, альтернативные внутренние источники формирования денежных ресурсов, этап жизненного цикла фирмы, степень ее платежеспособности, численность сотрудников и их участие в создании различных видов прибыли.

Принятие во внимание этих факторов дает возможность значительно снизить диапазон параметров вероятных пропорций распределения дохода по самостоятельным направлениям. Прежде всего, инвестируемой и потребляемой части, от которых зависят основные условия последующего развития бизнеса.

Принципы распределения разных видов прибыли и факторы, влияющие на это, позволяют сформировать в компании определенную политику сортировки средств (дивидендную политику), которая максимально помогает предприятию решать приоритетные задачи и обеспечивает развитие в дальнейшем.


Доходы, которые принадлежат сотруднику, могут быть выданы ему для личного пользования. Также эту прибыль допускается направлять в развитие производственного процесса. На сумму вклада сотруднику компании каждый год начисляют дивиденды.

Вас также может заинтересовать: Как рассчитать прибыль от продаж и 55 способов её увеличения

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Adblock detector