Инфопортал
Назад

Где регистрируется договор коммерческой концессии

Опубликовано: 18.02.2020
0
1

Цели заключения соглашения франчайзинга

Понятие договора коммерческой концессии, а также принципы его регистрации указаны в ст. 1027 ГК РФ. Сторонами в соглашении могут выступать как крупные коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Заключение соглашения франчайзинга выгодно обеим сторонам, иначе процесс не имеет смысла.

1. Цели правообладателя.Получить дополнительную прибыль без вложений денежных средств путем образования новой ячейки действующего бизнеса.

2. Цели пользователя.Выйти на рынок с готовым бизнесом под известным именем с минимальными рисками и затратами на маркетинговые мероприятия.

📜 Законодательное регулирование франчайзинга

В российском законодательстве отношения между франчайзером и франчайзи регулируются договором коммерческой концессии (ст. 1027-1040 ГК РФ). Это соглашение предполагает, что одна сторона (правообладатель) предоставляет второй (партнеру) возможность за установленную плату пользоваться брендом (товарным знаком) и комплексом других благ (секретами производства, маркетинговыми инструментами, технологиями и т.д.).

Действующие законы не предлагают типовой формы договора коммерческой концессии: стороны вправе включить в его текст любые детали, которые кажутся им значимыми, например, обозначить территорию использования франшизы, требования к оформлению торговой точки, порядок расчета выручки в целях определения роялти и т.д. Эксперты рекомендуют прописать в соглашении моменты, которые потенциально способны стать причиной столкновения интересов франчайзера и франчайзи.

Где регистрируется договор коммерческой концессии

ГК РФ выдвигает следующие требования к договору коммерческой концессии:

  • товарный знак, предоставляемый во временное пользование, обязательно проходит государственную регистрацию
  • в роли франчайзи (партнера) выступает компания или ИП
  • в договоре обязательно указывается сумма, подлежащая уплате за «прокат» бренда (размер паушального взноса и роялти)
  • в соглашение включаются пункты с перечислением обязанностей продавца франшизы (консультационная поддержка, предоставление франчайзи технологий, контроль оказываемых им услуг и т.д.);
  • отдельными пунктами прописываются обязательства франчайзи: по оформлению торгового зала, поддержанию установленных стандартов обслуживания или качества продукции

Обратите внимание!

• Без зарегистрированного в Роспатенте товарного знака оформление франшизы невозможно.

• Не существует типового договора коммерческой концессии. В каждом отдельном случае есть свои нюансы, которые требуется учитывать.

• В соглашении правообладатель раскрывает свои секреты. Поэтому правильность составления договора имеет приоритетное значение.

• Если товарный знак отсутствует, но вы планируете продавать франшизу, воспользуйтесь возможностью заключения промежуточного договора. Он защищает права на интеллектуальную собственность до момента регистрации бренда.

❓ Как зарегистрировать франшизу?

Регистрация франшизы в Роспатенте – обязанность франчайзера, которая указывается в тексте соглашения. Целесообразно также прописать, в какие сроки он должен подать документы. Оплата паушального взноса до момента окончания процедуры – потенциальный риск для франчайзи. Если от ведомства придет отказ, правообладатель может расторгнуть отношения, отобрать у партнера бренд, а тот не сумеет вернуть перечисленные деньги через суд: тот признает соглашение недействительным.

Для прохождения регистрационных процедур заявитель направляет документы в подведомственное учреждение Роспатента – Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Они принимаются в форме подлинников или нотариально заверенных копий.

Расходы, связанные с регистрацией, ложатся на франчайзера. Размер государственной пошлины составляет 11 500 рублей за один товарный знак (или 13 500 руб. за патент). Дополнительно заявитель перечисляет 850 руб. за выдачу свидетельства.

Набор документов зависит от того, как оформлено заявление на регистрацию. Действующие правила предусматривают две возможных ситуации: его подписание одной или двумя сторонами.

В первом случае достаточно одного заявления. В нем указывается:

  • вид контракта (лицензионный договор или коммерческая концессия)
  • данные правообладателя и партнера
  • предмет договора

В последнем пункте делается ссылка на номер и дату документа, утверждающего исключительное право франчайзера.

Если продается франшиза с передачей прав на патент (изобретение), а не на товарный знак, дополнительно указывается срок действия соглашения. территория использования правомочий и условия для расторжения контракта в одностороннем порядке.

Во втором случае к заявлению, завизированному франчайзером, прикладывается договор коммерческой концессии и уведомление о праве пользования товарным знаком (брендом).

В обеих ситуациях на третье лицо, представляющее интересы сторон сделки по покупке франшизы, оформляется нотариальная доверенность.

🔸 Ожидание ответа

В процессе рассмотрения документов Роспатент вправе направлять заявителю сообщения с вопросами, касающимися экономического содержания сделки продажи франшизы (например, делать запросы на предоставление дополнительных документов). Задача франчайзера – давать оперативные ответы, молчание расценивается как основание для отказа в регистрации.

Ключевые требования к договору коммерческой концессии

Чтобы заключить соглашение, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, правообладателю и пользователю необходимо соблюсти ряд условностей.

1. Договор составляется в письменном виде.В противном случае его заключение будет признано недействительным.

2. В договоре необходимо четко прописать комплекс передаваемых исключительных прав.Это могут быть секреты производства, а также права на коммерческое обозначение и товарный знак.

3. Срок действия договора.Заключенное соглашение может быть ограничено указанными в документе датами. Также возможно заключение договора без указания срока.

4. Сумма вознаграждения.Взнос пользователя правообладателю должен быть четко обозначен в документе. Вознаграждение выплачивается одноразово, периодически или в других формах, предусмотренных соглашением.

5. Права и обязанности сторон.Этот раздел договора должен предусматривать обязательства пользователя соблюдать требования правообладателя (например, неразглашение секретов производства). Последний, в свою очередь, должен обеспечить франчайзи советами, предоставить необходимые документы, обучить сотрудников и проч.

6. В документе необходимо отобразить прочие условия.Сюда относятся любые требования, о которых в договоре ходатайствует любая из сторон.

7. Соглашение подлежит государственной регистрации.Она необходима в случаях, когда объектами договора являются изобретение, полезная модель, товарный знак или промышленный образец.

Конечная сумма зависит от спектра выполненных работ. Он может включать сбор пакета документов, подготовку договора, подачу заявки, помощь в уплате госпошлин, а также ведение самого делопроизводства. При этом консультации наших специалистов бесплатны на всех стадиях сотрудничества!

📆 Срок регистрации

Процесс регистрации договора о продаже франшизы в Роспатенте требует времени. Ведомство проверяет предоставленную документацию не только формально (полнота сведений, уплата государственной пошлины), но и по существу.

В ходе анализа оно обращает внимание на следующие моменты:

  • принадлежит ли товарный знак франчайзеру (исключительные права должны быть зарегистрированы)
  • включены ли в договор существенные условия согласно ГК РФ
  • не нарушают ли положения контракта нормы действующего законодательства

Согласно положениям Постановления Правительства РФ №1416 от 24.12.15 г. (п. 21), срок рассмотрения документации, предоставленной заявителем, составляет 45 рабочих дней. Он увеличивается, если ведомство запрашивает дополнительную информацию, недостающие бумаги. Если госорган возвращает документы из-за обнаруженных ошибок, юридическое лицо вносит правки и подает их повторно. Они проверяются еще 45 дней. На практике процесс регистрации часто занимает до полугода.

Регистрация франшизы в Роспатенте требует затрат времени и средств, но это обязательное условие для выстраивания легитимных отношений сторон. Если франчайзер отказывается совершать эту процедуру, франчайзи несет риск быть обманутым. Есть смысл отказаться от предложения и рассмотреть другие варианты.

Срок регистрации договора в Роспатенте (ФИПС) – 2 месяца.

Наименование услуги Стоимость, руб. Пошлина или тариф Роспатента
Пошлины указаны
со скидкой 30%

1) Подготовка и подача в Роспатент заявления о регистрации договора коммерческой концессии

от 20 000

1 000 за каждый объект
свыше одного

10 360

2 310 за каждый патент
свыше одного;

8 050 за каждый товарный знак
свыше одного.

2) Составление договора коммерческой концессии

Мы не делаем типовые договоры, каждый договор составляется под потребности клиента, с учетом всех особенностей. Неправильно составленный договор может привести к потере денег, бизнеса.

от 50 000

3 000 за каждый объект
свыше одного

3) Анализ предоставленного клиентом договора коммерческой концессии

от 30 000

4) Подготовка и подача дополнительного соглашения об изменениях, внесенных в договор коммерческой концессии (субконцессии), связанных с расширением его предмета

от 15 000

2 500 за каждый объект
свыше одного

2 310

2 310 за каждый патент
свыше одного;

8 050 за каждый товарный знак свыше одного, дополняющие предмет договора.

Регистрация договора коммерческой концессии в Роспатенте

Наименование услуги Срок и стоимость, руб. Пошлина или тариф Роспатента, руб.

Регистрация договора коммерческой концессии/субконцессии (франчайзинга)
в отношении полезной модели, изобретения или промышленного образца.

2 месяца –

от 50 000

1 600

850 за каждый
патент свыше одного

Где регистрируется договор коммерческой концессии

Взаимное соглашение обеих сторон с прописанными на бумагах условиями подразумевает состоявшуюся сделку. К соглашению относятся:

  • права и обязанности покупателя (покупающего право на ведение бизнеса по разработанной франчайзером схеме) и продавца (франчайзера);
  • обязательные к соблюдению условия и прочие правовые акты в соответствии с законодательством;
  • условия выплат;
  • прочие пункты, необходимые для заключения договоренности.

Образец договора разрабатывается франчайзерами самостоятельно и регистрируется в территориальном отделении налоговой, где ранее организация зарегистрировалась в качестве юридического лица. При передаче прав на использование охраняемых промышленных объектов проводится обязательная регистрация франшизы в Роспатенте. В категорию охраняемых объектов входит:

  • патент на изобретение, промышленный стандарт и образец, определяющий дизайн продукта;
  • товарный знак, коммерческая интеллектуальная собственность (название компании, печатного издания и подобное), фирменное название;
  • знак обслуживания, новая модель, особая торговая марка;
  • производственный, маркетинговый и финансовый секрет.

Без фиксирования соглашения в Роспатенте документы не будут иметь юридической силы, потому процедура обязательна.

Без регистрации сделку можно оборвать в любой момент и ни одна из сторон не сможет доказать в суде свои права. Грамотную помощь и соблюдение всех нюансов мероприятия предлагает наша патентная фирма.

Продавец предоставляет оферту (официальное предложение) одному или нескольким покупателям. В документах значатся все необходимые для соглашения условия, намерения франчайзера и обязательство заключить договор с акцептантами (получателями оферты). Когда покупатель подписывает соглашение, он обязуется сотрудничать и заключить договор.

В отличие от публичной оферты, здесь продавец предоставляет франшизу определенным лицам, а не любым желающим. Договор оформляется и подтверждается письменно в соответствии с установленными законами. Это серьезная процедура, которая требует четкого соблюдения правил, формальностей, нюансов и внимательного подхода.

Франчайзер должен обратить внимание на условия регистрации. Если продавец является зарубежной либо международной организацией, зарегистрированной за пределами Российской Федерации, соглашение следует регистрировать в отделении налоговой, которое выдало разрешение на предпринимательскую деятельность покупателю.

К вашим услугам компания «Ваш Патент», которая предоставляет различные услуги по защите авторских прав и охране интеллектуальной собственности: регистрация товарного знака, получение патента, регистрация программ для ЭВМ и многое другое.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Adblock detector